Если мы допустим, что жизнь мира и человечества есть не случайность без смысла и цели (а признавать её таковой нет ни теоретического основания, ни нравственной возможности), а определенный, цельный процесс, то тут же станет необходимым признать и то Содержание, которое осуществляет данный процесс.
Все материальные условия процесса относятся к этому Содержанию, как средства к цели, как способы выражения - к самому выражаемому, то есть к самой Идее всемирной жизни. Это как способности и силы актеров и происходящие из них движения имеют значение только как СПОСОБЫ внешнего выражения того поэтического СОДЕРЖАНИЯ, которое дано в исполняемой ими драме.
Аналогично вся совокупность природных сил и движений имеет значение только как материя и орудие для внешнего осуществления Всеобщего Содержания, которое совершенно не зависит от всех этих материальных условий. Поэтому такое содержание БЕЗУСЛОВНО и называется Идеей.
Механизм любого процесса и идейное его содержание, в нём реализуемое, настолько формально различны и несоизмеримы, что прямое заключение от свойств одного к свойствам другого (н-р, заключение от условности механического процесса к условности его Содержания) - логически невозможно!
Было бы ребячеством ставить вопрос и спорить о том, что необходимее для полной жизни: Идея или материальные условия её осуществления. То и другое одинаково необходимы, как для арифметического произведения 35 одинаково необходимы оба производителя: и 7, и 5.
Важно заметить, что ИДЕЯ отличается не только от внешней, но и от внутренней природы. То есть и духовные силы - Воля, Разум и Чувство - также имеют значение лишь как способы и средства осуществления определенного Содержания, а не сами составляют это Содержание.
Раз даны эти силы: Воля, Разум и Чувство, - очевидно, что должен быть ПРЕДМЕТ: хотения (воления), разумения (представления) и чувствования (ощущения). Невозможно хотеть для хотения и мыслить для мысли. Механический процесс душевных явлений, которые связаны между собой по психологическим законам (столь же общим, как и физические), также имеет значение лишь как способ выражения (реализации) определенного Содержания. Именно то, что составляет ЦЕЛЬ и ПРЕДМЕТ духовной жизни, и даёт всему СМЫСЛ.
Вследствие способности к сознательному размышлению человек подвергает суждению и оценке все физические данные и не может остановиться на том, чтобы хотеть только потому, что хочется, а мыслить потому, что мыслится. Нет, он требует, чтобы ПРЕДМЕТ его воли имел собственное достоинство для того, чтобы быть желанным. То есть чтобы он был объективно-желательным (это будет Благо). Предмет его разума - объективно-истинным (это и будет Истина), а Предмет его чувства - объективно-прекрасным (это будет Красота).
В исполнении драмы каждый актер имеет свою собственную роль. Но мог ли он исполнять её хорошо, если бы не знал всего Содержания?? Как от актера требуется, чтобы он не просто играл, а играл ХОРОШО, так и от человечества требуется не только, чтобы оно жило, а чтобы оно жило хорошо.
Можно спросить: Какая надобность в объективном определении воли? То есть в определении её безусловного ПРЕДМЕТА? Достаточно, чтобы воля была доброй...
Но доброе качество воли и определяется её СООТВЕТСТВИЕМ с безусловным предметом её, то есть с ИДЕЕЙ. Средневековые инквизиторы имели добрую волю защищать на земле Царство Божие, но так как имели ещё недостаточные понятия о его объективной сущности (идее), то они и могли только принести зло человечеству.
Для всех ясное, простое различение добра от зла, истинного от ложного, прекрасного от безобразного УЖЕ предполагает признание безусловного Начала в этих трех сферах духовной жизни. При этом различении человек утверждает, что и в нравственной деятельности, и в знании, и в чувстве есть нечто НОРМАЛЬНОЕ, и это нечто ДОЛЖНО БЫТЬ, потому что оно само по себе хорошо, истинно и прекрасно.
Другими словами, оно есть БЕЗУСЛОВНОЕ Благо, Истина и Красота. И умственный, и нравственный, и эстетический интересы человека составляют Интерес Религиозный. Потому что воля, разум и чувство - силы единого Духа. А соответствующие им предметы - виды (идеи) Единого Безусловного Начала, которое и есть собственный предмет религии.
В.С. Соловьев "Чтения о Богочеловечестве" (1878)
В.С. Соловьев "Чтения о Богочеловечестве" (1878)
Комментариев нет:
Отправить комментарий