В Новосибирском Художественном музее открылась выставка японской гравюры "Картины быстротекущей жизни". Экспозиция частной коллекции Олега Петровича Малахова, одного из самых авторитетных российских коллекционеров, имеет огромный успех. В ней представлено 268 гравюр 18-20 вв. Японские гравюры искусствоведы ставят в один ряд по значимости с античной скульптурой или православными иконами. Перенятая из Китая техника ксилографии расширила возможности японских художников. Изначально черно-белые, со временем гравюры обрели краски и новые темы.
Отдельным направлением в ксилографии стало укиё-э, в переводе "картины плывущего мира". Эти гравюры буквально пропитаны буддийскими настроениями эфемерности и мимолетности происходящего. В настоящее время в самой Японии подлинных гравюр практически нет. Для японцев это были всего лишь "картинки повседневной жизни" не представляющие особой ценности. В России всего три коллекции японского искусства: в музее Пушкина, Эрмитаже и музее Востока. Ядро коллекции челябинца Олега Малахова - 60 работ Ёситоси Тайсо, автора знаменитой серии "100 видов луны", о полной коллекции которой мечтает Олег Петрович.
Олег Петрович Малахов: "Сегодняшняя Япония поражает нас своей уникальностью. Страна высочайших технологий, она тем не менее бережно сохраняет древние ритуалы, традиции, устои общества, и даже - архаичные приемы приготовления пищи.
Мне всегда хотелось полноты. Поэтому я и стал коллекционером. Я стремился объять определенный материал и посмотреть его целиком. Пробегал в юности пять лет за иконами, но понял, что полную коллекцию не собрать. Потому что нет ранних вещей, все они в музеях, а часть меня удовлетворить не могла.
Тогда я ушел в медную пластику, на которую тогда музеи не обращали никакого внимания. Я собрал приличную коллекцию из 500 предметов: все разделы, все элементы. Она получилась цельная. Для того, чтобы собирать коллекцию, надо деньги зарабатывать другим способом. Мне повезло, у меня была нормальная строительная специальность. Потом уже я открыл фирму в Петербурге по торговле металлом. Благодаря этому я состоялся не как торговец искусством, а как коллекционер.
В детстве я начал собирать книги. Мне дарили на день рождения деньги, а я на все покупал литературу: научную, художественную, потом - книги по искусству. Хотя в 60-е годы добывать хорошие книги было непросто, но к студенчеству я собрал очень приличную библиотеку. В 5-6 классе ради этого даже стал подрабатывать, потом в стройотрядах начал зарабатывать приличные деньги. Бизнесмены увидели, что новый лох появился и нагрузили меня 20-рублевыми иконами, которые я покупал по 400 рублей. Потом уже стал изучать литературу.
Но не надо бояться и жалеть об ошибках!! Бывало бежишь, предвкушуешь радость, а отколупнул, посмотрел, а там болты современные стоят. Но в процессе нарабатывается чутье, интуиция, начинаешь многое понимать, где-то через 10-15 лет.
Консультанты получают проценты с двух сторон - продающей и покупающей. Дизайнеры обычно в доле с продавцами. Знаю много миллионеров, накупивших фальшивых картин по совету консультантов. За справки, которые они выдают, никто не отвечает. То есть люди просто очень дорого купили немного знаний.
Или люди собирают бренды, а надо смотреть на саму вещь, какова её энергетическая и эстетическая ценность. Со временем всё это проявляется. Многие вещи в искусстве раздуваются. Это как с нефтью, у неё базовая цена с прибылью 50-60 долларов за баррель при себестоимости 8 долларов. Это уже высокая цена. Но не 140 долларов - это пузырь. Таких пузырей огромное количество.
Общество заражено вирусом потребления. Мы говорим "кризис", какой кризис? Никакого кризиса нет, надо просто уменьшать потребление и сохранять природу. Больше того, что необходимо, все равно не съесть. И искусства хорошего не так много. Оно будит внутренние силы, разум, чтобы мы двигались в нужном направлении. Вот ради чего все!
Например, мою коллекцию японской гравюры высоко оценили специалисты музея Востока. Значит, не напрасны мои мои усилия. Но главное - пришли молодые люди, посмотрели. Не факт, что они поняли что-то, но на их будущем это может сказаться. У людей в душах что-то откладывается, отблеск, отзвук остается, который может со временем сдвинуть человека в сторону лучшего."
Жемчужиной коллекции являются две работы Кацусика Хокусая, который получил мировую известность своими "манга" (рисунками). Его серия эстампов "36 видов Фудзи" прочно поселилась на календарях и в репродукциях, а отдельные изображения стали "фирменными" для Японии. Олег Малахов утверждает, что работы этого мастера обладают невероятной энергетикой и ярче всего показывают скрытую мощь Японии и сил природы. Героиня серии - вечная, священная Фудзи: "Свежий ветер, светлый день. Красная Фудзи."
"Волна, в открытом море у побережья Канагава". Фишка в том, что дело не в волне, и не в трагедии бедных лодочников. Эта гравюра входит в цикл о Священной горе. Внимание японцев приковано к фону, ведь это наименьшее и наиважнейшее, все по правилам дзен.
За гигантской волной - вечная, непреходящая Фудзи.
В технике ксилографии художник делает рисунок оригинала на рисовой бумаге, затем его ученики, резчики по дереву, тщательно вырезают контуры рисунка на нескольких деревянных досках. Каждая доска используется только для одного, чистого цвета. С помощью каждой доски может быть сделано до 300 оттисков. В следующем посте - о серии гравюр гениального художника 19 века Ёситоси Тайсо "Сто видов луны".
В технике ксилографии художник делает рисунок оригинала на рисовой бумаге, затем его ученики, резчики по дереву, тщательно вырезают контуры рисунка на нескольких деревянных досках. Каждая доска используется только для одного, чистого цвета. С помощью каждой доски может быть сделано до 300 оттисков. В следующем посте - о серии гравюр гениального художника 19 века Ёситоси Тайсо "Сто видов луны".
Комментариев нет:
Отправить комментарий