суббота, 31 июля 2010 г.

День смерти любимого философа

       Эх, погрязла в личной жизни, пора "выруливать". Сегодня у меня день памяти моего любимого философа, умершего 110 лет назад. Расскажу немножко о нем. Начну, как я люблю - с корней. Семья Владимира Соловьева еще в 5-6 колене принадлежала к среде великоросского крестьянства, но затем перешла в духовное сословие. Отец Владимира, однако, не продолжил линию отцов, обратившись к научной деятельности.

С.М. Соловьев, отец философа
     Собственным неустанным трудом Сергей Михайлович завоевал место в обществе, но отвергая авторитет Карамзина, постоянно оставался чужим в дворянской среде профессорских кругов. Историограф написал 29 томов "Истории России с древнейших времен", был избран ректором Московского университета, но в 1877 подал в отставку, не желая мириться с усилением реакции в России. 
          При нем были открыты первые женские Высшие курсы в 1872, основано Медицинское общество, прошел первый съезд русских юристов. 
        Очень прогрессивный, духовный человек! Неудивительно, что Владимир Соловьев родился именно в этой семье.
         Отец подавал пример непрерывного, системного труда. Дети всегда знали, где отец - работает в кабинете. А было их ни много, ни мало, а двенадцать братьев и сестер.


Владимир Сергеевич (1853-1900)
              В отроческие годы В.Соловьев вступил в пору резкого религиозного кризиса: "Самостоятельное умственное развитие началось у меня с религиозного скептицизма на 13-ом году жизни. Ход моих мыслей был совершенно последователен, и за 4 года я пережил последовательно все фазы движения европейской мысли за последние 4 века. От сомнения в необходимости религиозности внешней, от иконоборства перешел к рационализму, к неверию в чудо и в божественность Христа, стал деистом, потом пантеистом, затем - атеистом и материалистом."

              Период нигилизма длился с 12 до 16 лет. В 1869 он поступил в Московский университет "с вполне определившимся отношением к религии и потребностью в новом положительном содержании для ума". Благом было для Соловьева встретить такого наставника в лице преподавателя философии Панфила Даниловича Юркевича, который помог справиться с охватившим его атеизмом. Этот ученый имел мужество первым выступить в 60-е годы 19 в. в защиту духовных основ бытия в работах "Сердце и его назначение в духовной жизни человека", "Из науки о человеческом духе", "Идея" и др. "Я помню, в мае 1873 он целый вечер объяснял мне, что здравая философия была только до Канта. И последними из настоящих философов следует считать Якова Бёме, Лейбница и Сведенборга".



         Подробно изучив западноевропейскую философию в трудах Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Конта, Шопенгауэра, В.Соловьев пришел к выводу: "Мировое развитие европейской мысли закончилось ограничением области знания миром явлений, то есть отказом от познания сущности бытия."



          Как раз к этому периоду мировоззренческого перелома относится данный эпизод (второй в жизни Владимира):  "... я видел только яркий солнечный свет, полосу синего неба, и в этом свете, и среди этого неба склонялся надо мною образ прекрасной женщины, которая смотрела на меня чудно знакомыми глазами и шептала мне что-то тихое и нежное. Каким розовым светом горит её лицо, как она высока и величественна! Внутри меня свершилось что-то чудесное. Как будто все мое существо со всеми мыслями, чувствами и стремлениями расплавилось и слилось в одно бесконечно сладкое, светлое и бесстрастное ощущение, и в этом  ощущении, как в чистом зеркале, неподвижно отражался один чудный образ, и я чувствовал и знал, что в этом Одном было Всё. Я любил новою, всепоглощающею и бесконечной любовью и впервые ощутил в ней всю полноту и Смысл жизни. Теперь только понял я, что есть Бог в человеке, что есть добро и истинная радость в жизни, что её цель не в холодном, мертвом отрицании."

        "В нем была какая-то воздушность,оторванность от всякого быта. Не из земли он вырастал, не был он нис чем органически связан, не имел корней в почве. Он нездешний пришелец из миров иных, всем почти чужой. По духу лишь знал он родство, а не по крови и плоти."
              (Николай Бердяев)

        После окончания университета Владимир продолжает учебу в Московской Духовной Академии, после чего пишет эти строки тоном человека, окончательно выяснившего свое призвание: "Я принадлежу не себе, а тому делу, которому буду служить и которое не имеет ничего общего с личными чувствами, с интересами и целями личной жизни."
       " Я не только надеюсь, но так же уверен, как в своем существовании, что истина, мною сознанная, рано или поздно будет сознана и другими, сознана всеми. И тогда внутреннею силою преобразует она мир, эту бездну тьмы, грязи и крови, в которой до сих пор бьется человечество: невежество народных масс, мерзость нравственного запустения образованных классов, кулачное право между государствами. Всё это исчезнет перед восходящим в сознании светом вечной Христовой истины."


             "Каким образом? Люди управляются своими убеждениями, следовательно, нужно действовать на убеждения. Теперь мне ясно, как дважды два четыре, что видимо-равнодушная, часто враждебная к христианству западная философия в действительности только вырабатывала для христианства новую, достойную его форму. И когда христианство будет выражено в этой новой форме, само собой исчезнет то, что препятствует ему до сих пор - мниное противоречие с разумом. 
           Сердце не противоречит разуму, наоборот. Истину   следует сделать доступной пониманию, то есть разумной, соединив веру с разумом, религию - с наукой и философией."

           Вот как описывали его: "Это была сила. Он будил мысль, действовал на умы не столько своими сочинениями, доступными пониманию лишь меньшинства, сколько  своей обаятельной личностью, силой речи. Достаточно было раз взглянуть в это лицо, чтобы оно навсегда запечатлилось в памяти: бледное, худощавое, полузакрытое массой вьющихся волос, с прекрасными правильными очертаниями и неожиданно чувственным ртом, всё оно уходило в большие, дивные, проницательные, мистические глаза, как бы олицетворяя собой Мысль, едва прикрытую земной оболочкой."

           В начале 1878 он в Петербурге начинает чтения о Богочеловечестве, вызвывшие большой интерес у жителей столицы. По свидетельству Ф.М.Достоевского, это были "лекции, посещаемые чуть не тысячною толпою". Защитив диссертацию, он мог сразу стать профессором в 27 лет, но вызвав скандал публичной лекцией, в которой призвал помиловать убийц Александра ll , был вынужден покинуть университет. Получив славу "безумного и чистейшего психопата", В.Соловьев стал изучать католицизм и задумал огромный труд в его защиту, но опубликовал лишь работы "История и будущность теократии" (1887), "Россия и вселенская Церковь" (1889) в Париже на французском языке. Это опять вызвало скандал и запрет писать на церковные темы (!)
         Затем "Жизненная драма Платона" (1898), "Оправдание добра" (1899), "Три разговора" (1899). Весной 1900 г. здоровье Соловьева резко ухудшилось. Не имевший семьи, постоянного места проживания, налаженного быта, он активно участвовал в общественной жизни, частенько пугая обывателей в салонах громовым поистине хохотом. Жил философ большей частью в имениях своих друзей или за границей. 



Неимоверный труд (боялся не успеть) и скитальческий образ жизни неизбежно подрывали здоровье. И 31 июля 1900 года Владимир Соловьев умирает от цирроза почек и общего истощения на руках своих друзей, братьев Трубецких,  в их имении Узком, в возрасте 47 лет. Сергей Николаевич Трубецкой: "Он говорил мне во время болезни, что приехал в Москву главным образом "к своим покойникам", чтобы навестить могилу отца и деда. А уже 3 августа Соловьеву суждено было обрести рядом с ними последнее пристанище на Новодевичьем.

В.Соловьев  в последние годы жизни

          В тот же год и почти в тот же месяц ушел в небытие западный антипод Владимира Соловьева - Фридрих Ницше. Тогда, 120 лет назад, два человека, никогда не встречавшиеся друг с другом, вели между собой спор по важнейшей проблеме эволюции человечества - с Богом или без Него.
          Богочеловек Соловьева был с Ним, сверхчеловек Ницше - без Него. Запад и Восток сошлись в этом споре, Мозг и Сердце.  Спор не кончен. Опять прочитала сегодня мощную критику философии В.Соловьева со стороны русского национализма (прошу заметить, я сама русофил). Философ, и при жизни которому "не было приюта меж двух враждебных станов", - не нашел его до сих пор.
          Потому что он - носитель третьей силы, этого, несмотря ни на что, идущего на нас Нового мира.


1 комментарий:

Alexander Eist (nashesolnce) комментирует...

Цитата из Ваших текстов:
"...Итак, в действительности существуют самостоятельно только неделимые элементарные сущности, которые своими различными соединениями и многообразным взаимодействием составляют то, что мы называем реальным миром. Этот реальный мир действительно реален только в своих элементарных основаниях, или причинах - атомах, в конкретном же своем виде реальный мир - только явление."
Это просто называется халява!
Любое утверждение надо доказывать дружок! Иначе - халява, я не могу найти более позитивного слова.
Потому что безграмотность помноженная на манию величия - ужасная сила, убивающая в людях здравый смысл.
Ваш блог - в прямом смысле убивает логику а значит убивает здравый смысл людей, не способных найти ошибки в Вашей памяти. Логика это свойство памяти помнить.У Вас нет памяти, поэтому нет и логики.
Пооэтому Вы живете задом-наперед, как посредственный человек не способен отличить сумасшедшего от гения Вы не можете в себе отличить обезъяну, из которой все мы вырости, от здравомыслия и не имеете воли своей логики. Вы убили в себе здравый смысл испособность сопоставлять все свои ощущения из реального мира. Вы не отличаете образы из вашей фантазии от действительных ощущений из внешнего мира. Потому что используете технологию мышления давно минувших столетий. Для Вас ничего не изменилось за сотни лет. Вы остались недоразвитым человеком. Прощайте.