четверг, 9 сентября 2010 г.

Человек по Соловьеву, или Искушение Христа

Вообще, человек есть соединение Божества с материальной природою, что и предполагает соединение в нем трех элементов: божественного, материального и собственно человеческого, который связует первые два в определенном отношении. "Ratio" - "отношение", "разум". Человек первобытный - прототип человечества, ещё не выделившийся из единства. Действительность человека природного принадлежит началу материальному, божественное начало в нем - лишь потенция. Духовного человека составляет такое ratio, то есть отношение, когда природное, материальное начало находится в подчинении своему божественному элементу.





       Из этого общего понятия о духовном человеке следует: 1. Чтобы было действительное соединение Божества с природой, необходимо лицо, в котором бы это соединение произошло. 2. Необходимы оба естества, чтобы личность была Богом и природным человеком. 3. Для того, чтобы согласование обоих естеств было свободным духовным действием, нужно, чтобы в нем участвовала человеческая воля, отличная от Божественной.

       Новое единство уже не может быть невинностью, как в первом Адаме. Оно должно быть ДОСТИГНУТЫМ. Весь ход жизни состоит в постепенном сближении и взаимопроникновении этих двух начал, сперва внешних друг другу, потом все глубже проникающих друг в друга, пока в Христе природа не является как Душа человеческая, готовая к полному самоотвержению, а Бог - как дух Любви. 


       Здесь Логос Божий свободным действием любви (воли) отрекается от славы Божьей, оставляет покой вечности и подвергается всей тревоге мирового процесса. С другой стороны, и натура мирская, человеческая в своем постоянном томлении отвергается самой себя в своих действительных формах. Теперь Божественное начало относится к другому не через ВНЕШНЕЕ воздействие (которое полагает границы другому), а через ВНУТРЕННЕЕ самоограничение (которое даёт другому место в себе). Такое внутреннее соединение с другим, самоограничение Божества в Христе освобождает Его человечество, позволяет природной воле свободно отречься от себя в пользу Божественного начала не как силы внешней, а как блага внутреннего, и этим ДЕЙСТВИТЕЛЬНО приобрести его.

       Христос как Бог свободно отрекается от славы Божьей, и поэтому как человек получает возможность достигнуть её. На пути этого ДОСТИЖЕНИЯ человеческая природа и воля неизбежно встречаются с искушением зла. Вот этот путь :



       1.  Для существа, подчиненного условиям материального бытия, представляется искушение сделать материальное благо целью. Здесь божественное естество может служить средством для удовлетворения материальной потребности. В ответ на это искушение Христос отвечает, что Слово Божие не есть орудие материальной жизни. Преодолев ИСКУШЕНИЕ ПЛОТИ, Сын человеческий получает власть над ней.

       2.  Свободному от материальных побуждений Богочеловеку представляется новое искушение - сделать свою божественную силу орудием самоутверждения, подпасть греху ума - гордости: "аще Сын еси Божий, верзися низу, писано бо есть, яко ангелом своим заповесть о Тебе сохранити Тя, и на руках возьмут Тя, да не преткнеши о камень ногу Твою." Это действие (верзися низу) было бы гордым зовом человека Богу, искушением Бога человеком, и Христос отвечает: "паки писано есть: не искусиши Господа Бога Твоего (это сказано не в смысле: не искушай Меня, потому что Христос подвергался искушению не как Бог, а как человек). Победив ИСКУШЕНИЕ УМА, Сын человеческий получает власть над умами.

       3.  Самое сильное искушение. Рабство плоти и гордость ума устранены. Человеческая воля находится на высокой нравственной ступени, и во имя этой высоты человек может восхотеть вести мир к совершенству. Но мир лежит во зле, следовательно, нужно употребить насилие для целей блага. И это было бы признанием, что благо само по себе не имеет силы, то есть - поклонением началу зла. И человеческая воля Христа, победив искушение благовидного властолюбия, отвергла всякое соглашение со злом: "иди за мною, сатано, писано бо есть: Господу Богу Твоему поклонишися и тому Единому послужиши." Преодолев ИСКУШЕНИЕ ДУХА, Сын человеческий получил верховную власть в царстве духа.


       Таким образом, преодолев искушение злого начала, склонявшего его человеческую волю к самоутверждению, Христос подчиняет её и согласует с Божественной. Но внутренним самоотвержением не исчерпывается подвиг Христов. Будучи вполне человеком, Христос имеет в себе и природный, материальный элемент. Он не только вочеловечился, но и воплотился, поэтому духовный подвиг должен быть довершен подвигом плоти и поэтому "диавол отошел от Христа до времени."

       Злое начало, не допущенное в центр существа, еще сохраняло свою власть над его периферией. И после того, как человеческая воля Христа свободно подчинилась Его Божеству, она несмотря на немощь чувственной природы (моление о чаше), заставила её осуществить в себе божественную волю до конца - через страдания и смерть.


       Итак, человеческое начало, поставив себя в должное отношение добровольного подчинения и согласия с началом Божественным как внутренним благом, тем самым получает значение ЕДИНЯЩЕГО начала между Богом и природою. И тогда последняя становится прямым выражением и орудием божественного духа, истинным духовным телом.


       По книге Владимира Соловьева "Чтения о Богочеловечестве" (1878)



1 комментарий:

Анонимный комментирует...

спасибо было интересно читать