четверг, 21 апреля 2011 г.

Найти Идею


          Теория познания, не указав МЕСТО РАЗУМА в общем развитии, - не может объяснить, как образовались границы познания и как бы могли раздвинуть их. Если бы мы смогли показать процесс образования Сознания, генезис этой материи, то мы дошли бы до самого КОРНЯ природы и духа.
          Эволюционизм Спенсера - ложный, состоящий в расчленении уже сложившейся действительности на мелкие части и составлении потом из этих кусков того, что требуется объяснить. Наше душевное состояние, продвигаясь по времени, постоянно расширяется, как бы растёт. Мы не замечаем этого непрерывного изменения до тех пор, пока оно не станет настолько значительным, что придаст телу новое положение, а вниманию - новое направление!
          Переход из одного состояния в другое не имеет резкой границы. Мы говорим, что новое состояние РЯДОПОЛОЖЕНО с предыдущим лишь потому, что закрываем глаза на непрерывное изменение каждого состояния. Отрывочность видима нами, а накопление энергии - нет!  Это я читаю замечательную книгу французского философа Анри Бергсона:

Часто прошлое резко обрывается, а будущее кажется неожиданным до крайности, но это - лишь удары литавр в симфонии, только более освещенные точки движущейся полосы. Рассудок, разделив состояния искусственно, затем пытается их соединить столь же искусственной связью. Для этого он придумывает неподвижное "я" и в потоке меняющихся, покрывающих друг друга оттенков видит отдельные, затвердевшие цвета как бусины в ожерелье (это предполагает и твердую нить, на которой они держатся). Мы замечаем ТОЛЬКО окрашенные состояния! 
          Не изменяющееся "я" - не длится, там нет времени, а именно ВРЕМЯ - существенный материал жизни. Наша длительность необратима и мы непрерывно себя создаём. Это творчество тем полнее, чем больше мы размышляем о своих поступках. Причем размышление строится не так, как в геометрии, ибо одни и те же основания могут привести разных людей (и даже одного) к совершенно разным поступкам. Нельзя решать за других вопросы, поставленные им жизнью. Каждому приходится делать это за себя.
          Для живого существа "существование" значит "изменение", меняясь, оно созревает. Может, это можно сказать о существовании вообще? Предмет неживой имеет признаки, противоположные изложенным. Он изменяется под действием внешней силы, да и изменение это - лишь перемещение его частей. Мы можем довести деление (анализ) очень далеко, но придем в конце пути (а есть ли он?) к неизменяющимся элементам. В этом месте я позволю себе отсебятину (в дальнейшем постараюсь отмечать курсивом): правильнее сказать неделимым. Ведь что такое живое существо - оно НЕДЕЛИМОЕ, потому я и к элементарным частицам отношусь с таким же почтением. Во времена Анри еще многого не знали. Меня, например, завораживают такие выражения из квантовой физики: "Влияние на электрон порождаемого им поля зависит от СОСТОЯНИЯ электрона" или "при удалении друг от друга кварков и глюонов, сила их взаимодействия РАСТЕТ"  или "превышение населённости верхнего уровня энергии атома над населённостью нижнего приводит к неравновесному состоянию вещества".
          Да, материя имеет тенденцию к образованию систем, которые могут быть выделены. Но выделение никогда не бывает полным. Солнце посылает свет дальше самой далекой планеты. Кроме того, оно движется вместе с планетами в определенном направлении. Оно связано с остальной Вселенной прочными нитями. И по этим нитям самой мельчайшей частичке нашего мира передаётся длительность, имманентная (внутренне свойственная) всей Вселенной.



          Ничто не мешает приписать выделяемым наукой системам длительность (форму существования), аналогичную нашей. Но для этого надо восстановить их связь с Целым. Вещи получают индивидуальность лишь благодаря тому влиянию, которое мы оказываем на этот пункт пространства. Когда мы замечаем поверхности и грани - в наших глазах, как в зеркале, отражается план наших предполагаемых действий. И если убрать ЭТО ДЕЙСТВИЕ, то Индивидуальность растворится в Универсальном Взаимодействии, которое, собственно, и есть действительность. Индивидуальность живого тела содержит бесконечное число степеней и нигде (даже у человека) не осуществляется ВПОЛНЕ. Она всегда только - осуществляЕТСЯ, только - тенденция, которая не может осуществиться целиком, потому что есть противонаправленная тенденция. Индивидуальность высшей степени требует, чтобы никакая её часть не могла существовать отдельно. Но тогда была бы невозможна тенденция к воспроизведению, т.е. построение нового тела из части прежнего... Потребность вечного существования во времени - приводит к неполному существованию в пространстве!  Непрерывность изменения и сохранение прошлого в настоящем - свойство как сознания, так и живого организма.
          Путем эволюции самое сложное происходит из самого простого. Архиважные изменения происходят скачкообразно, очень резко и затем правильно передаются по наследству, поэтому гипотеза трансформизма близка к истине. Эволюционная теория имеет значение в глазах философа как констатация отношений идеального родства, логической преемственности между формами и хронологической последовательности видов, в которых материализуются эти формы. Этот тезис сохраняется при всяком положении вещей.
          Можно предположить и дальнейшую эволюцию - в творческой мысли, где идеи порождают также одна другую, а также в плане жизненной организации, которая постепенно ВЫЯСНЯЕТСЯ, или наконец, в неизвестной причине жизни, которая так развила свои следствия, что они КАК БУДТО порождают друг друга (здесь развитие просто из видимого обращается в невидимое). 
          Непрерывная зачаточная плазма, во всяком случае непрерывная генетическая энергия, которая тратится в немногие моменты, но тут же вновь скапливается в новых половых элементах нового эмбриона, где будет ждать своего нескорого нового ВЫступления. Таким образом, жизнь - поток, идущий от одного зародыша к другому (посредством развития организма). Отсюда сам ОРГАНИЗМ - только почка, выпускающая прежний зародыш (душу) вновь на волю.
          Тем очевиднее близость к развитию Сознания, где прошлое, воздействуя на настоящее, порождает новую форму, несоизмеримую с предшествующей. Поэтому можно сказать прямо: жизнь - это Сознание, которое творит. Индивид не настолько независим и изолирован от остального мира, чтобы мы могли снабдить его настоящим "жизненным началом". Его "жизненное начало" сливается с каждым из далёких предков, с маленькой студенистой массой Протоплазмы, которая несомненно находится в КОРНЕ генеалогического дерева жизни.

       Но образуя одно целое с этим первобытным предком, оно (жизненное начало) соединяется также со всем тем, что отделялось от него в расходящихся поколениях. И можно сказать, что оно связано со ВСЕМИ живыми существами невидимыми нитями. Если существует Целесообразность живого мира, то она охватывает всю жизнь ЦЕЛИКОМ в нераздельном объятии так, что приходится выбирать между отрицанием целесообразности вообще и гипотезой, соподчиняющей не только части - целому организму, но и каждое живое существо - совокупности прочих. 
          Занимаясь только соединением одинаковых причин и следствий, наш интеллект отворачивается от созерцания времени, он враждебен всему текучему и стремится сделать твердым и прочным всё, к чему прикасается. Чистый интеллект - СУЖЕНИЕ обширного путем конденсации. Интуиция упражняется не на поверхности, где сосредоточены все действия, а в глубине. 
          СВОБОДНОЕ ДЕЙСТВИЕ - оно неприхотливо! Быть прихотливым - значит ЗАСТАВИТЬ свою волю следовать механизму интеллекта (рассудка). Развиваясь, воля приводит к своеобразным действиям. Интеллект может сколько угодно разлагать такие действия на умопостигаемые элементы, но никогда не выполнит этого вполне, до конца. Так как СВОБОДНОЕ ДЕЙСТВИЕ несоизмеримо с понятием, именно эта несоизмеримость позволяет найти в нём сколько угодно умопостигаемых элементов :) 
          Наш рассудок неисправимо самонадеян! Он думает, что по праву рождения обладает всеми элементами для познания истины. История философии свидетельствует о вечных конфликтах систем, о невозможности раз и навсегда нарядить действительность в платье наших готовых понятий и о необходимости снимать новую мерку для новых одеяний. Платон первый сказал, что познание мира состоит в том, чтобы найти его Идею. Поэтому можно с уверенностью сказать, что все мы рождаемся платониками :)))


           По книге Анри Бергсона "Творческая эволюция" (1907 г.)

Комментариев нет: