пятница, 29 апреля 2011 г.

Сознание - свободно!


          Жизнь должна была усвоить привычки неорганической материи, чтобы понемногу увлечь её на иной путь. Первые одушевленные существа были крайне просты по своему строению и представляли собой едва дифференцированные комочки протоплазмы. Тем более значительно то внутреннее Стремление, поднявшее их до высших форм.

          Это стремление побуждало их к максимальному росту, но границы тут невелики для органической материи - она распадается, прежде чем перейти известную величину. Портебовались тысячелетия усилий, чтобы Жизнь одолела это препятствие.  Ей удалось связать всё большее число элементов (стремившихся к распадению) посредством разделения труда. В итоге сложный и не совсем сплошной организм функционирует как единой целое. Причину дробления она несёт в самой себе.
          Наш собственный жизненный путь усеян обломками того, что мы когда-то начинали, но оставили, выбрав другой приоритет. Природа не приносит таких жертв, она сохраняет различные стремления, которые появлялись по мере роста, и они развиваются отдельно. Сравним общество муравьев с человеческим: первое дисциплинировано удивительным образом, но застыло неподвижно; второе раздроблено, занимается самоуничтожением, вечно рвется подальше от дисциплины, но тем не менее способно к прогрессу.
          Одно дело признавать внешние силы влияющими на развитие, и совсем другое - считать их Направляющими его.  Если развитие - непрерывное творчество, то оно творит сообразно с обстоятельствами не только формы жизни, но и идеи, которые помогут понять его (творчество), и даже сами термины для выражения его. По этой причине будущее не может уложиться сейчас в какую-либо Идею (т.к. термины еще не родились). 

Между подвижностью и Сознанием существет очевидная зависимость. Но ни подвижность, ни способность выбора, ни их следствие (сознание) не предполагают нервной системы как необходимого условия. Нервная система только направляет по каналам и доводит до максимальной интенсивности первоначаль- ный Порыв, рассеянный в массе органического вещества. Чем ниже мы опустимся, тем проще и независимее нервные центры друг от друга, и наконец совсем исчезают в недифференцированной массе. Поэтому отказывать животному в сознании столь же нелепо, как и считать его неспособным питаться, если у него нет желудка. Нервная система произошла от разделения труда, она только координирует Действия.  
     
          Самый скромный организм сознателен в той мере, в какой он движется свободно. Если у животных, выродившихся в паразитов, сознательность замирает, то она пробуждается у растений, обретших подвижность. (О, никогда так не думала о "паразитах":) - они зависимы!) Действие живого вещества - стремление получить из материи такой аккумулятор потенциальной энергии, чтобы затем его можно было разрядить для необходимой работы. При этом Солнце - вседовлеющий источник этой энергии, а органические вещества - и есть такие резервуары накопления её. 
          Живое вещество - подобие взрывчатого, которому нужна только искра, чтобы освободить накопленную энергию. Жизнь сперва стремится к производству взрывчатых веществ и использованию их в своих целях постредством взрывов. Так и действует она на просторах Вселенной. Животные развиваются более определенно, чем растения. Человек развивается более определенно, чем животные. Сперва взрывы производятся как попало, не заботясь об определенном направлении (как амеба вытягивает разом все свои ножки во все стороны разом). Но чем дальше мы идем в ряду животных, тем яснее видно, что сама форма тела обрисовывает определенное число точных направлений, вдоль которых идет энергия. Эти направления отмечены рядами соседних нервных элементов.
          Конечно, клетка животного тратит на жизнь всю свою энергию, как и растительная, но организм в целом стремится сосредоточить энергию в тех местах, где выполняются движения для перемены места. Поэтому там, где имеется нервная система с двигательным аппаратом, всё происходит так, как будто остальное тело имеет главной задачей приготовить для нее и передать в любой момент ту силу, что освобождается посредством взрыва. При этом обмене между ею и остальным телом, нервная система является действительным господином, которому тело служит. У животных, умерших от голода, мозг остается почти нетронут, тогда как другие органы теряют большую часть своего веса и в их клетках происходят глубокие изменения. (подозреваю, что и сердце наравне с мозгом). Очевидно, что нервная система поддерживается остальным телом до последней крайности и является, таким образом, целью для тела, которое служит средством. 


          Чем более совершенствуется нервная система, тем более развиваются поддерживающие её функции, которые вследствие этого сами становятся всё более требовательными.  По мере того, как нервная деятельность выступала из заключавшей её протоплазмы, она вызывала за собой различные виды деятельности, чтобы опереться на них. А они могли развиться только за счет других видов деятельности, которые связывались с новыми и т.д.
          Именно таким образом сложность высших организмов растёт до бесконечности. При изучении их мы будто вращаемся в кругу, где всё служит средством для всего. Но у этого круга есть центр управления - нервная система. Прогресс нервной системы в: 1) более точном приспособлении движений;  2) возрастающей широте выбора между ними. Эти две тенденции - противоположны, но нервная цепь даже в самой первобытной форме примиряет их. Она направляет деятельность (прежде рассеянную) по определенному каналу.
          Но составляющие её элементы не слиты, они функционируют отдельно. Каждый из них кончается как бы перекрестком, где нервный поток может выбрать себе путь. Задача Жизни - внедрение в материю СВОБОДЫ. Нервная система, нейроны которой помещены таким образом, что на конце каждого их них начинаются различные пути с различными возможностями, представляет собой настоящий резервуар выбора.



          Но не стоит забывать, что сила, развиваемая живым веществом, ограничена и стремится выйти за свои пределы. То есть всегда неадекватна тому Действию, которое стремится произвести. От низов органического мира до его верхов мы находим всюду одно Великое Усилие (устремление). Часто это Устремление парализуется противоположными силами, то отвлечённое от главного дела текущими делами, то поглощённое формой, которую это дело принимает, загипнотизированное ею, как зеркалом. Даже в самых совершенных творениях это Усилие находится во власти материи. Это же мы можем найти в себе. Наша Свобода создаёт в тех самых поступках, которыми она утверждается, - новые привычки, которые её задушат! Если она не будет обновляться Новыми Великими Усилиями.... За ней пристально следит автоматизм!
          На всем протяжении животного царства Сознание оказывается пропорциональным способности выбора, которою располагает существо. Сознание освещает область возможностей, окружающих Действие. Рассматривая Его извне, можно счесть его пособием для Действия. Однако, в ходе вещей ничего не изменилось бы, если счесть Сознание не следствием, а причиной! 
          Можно предположить, что даже у самых первобытных животных Сознание может занимать огромное поле, но фактически оно зажато в тисках, и каждый шаг развития нервных центров даёт организму всё больший выбор действий и разжимает эти тиски, позволяя Сознанию всё свободнее проявлять себя. С этой точки зрения, Действие есть орудие Сознания, потому что для находящегося в плену Сознания самоусложнение действий и их взаимное столкновение - единственно возможное средство освобождения.

          Сознание не только является движущим началом Развития, но и человек занимает особое положение. Между ним и животными разница не в степени, а в самой природе! Посмотрим, является ли производство самоцелью? Производить - значит давать материи Форму по своему усмотрению. Выгоды от изобретения представляются очень маловажными сравнительно с новыми идеями и новыми чувствами, которые им вызываются. Следствие изобретения настолько непропорционально самому его факту, что можно подумать о его главной цели как Расширении Нашего Горизонта. Трудно считать, что само изобретение производит ЭТО действие. Эта Причина только освобождает то, чему пришла пора освободиться!


          По книге Анри Бергсона "Творческая эволюция" (1907)

Комментариев нет: