воскресенье, 10 октября 2010 г.

Атомы - это силы


          Итак, в действительности существуют самостоятельно только неделимые элементарные сущности, которые своими различными соединениями и многообразным взаимодействием составляют то, что мы называем реальным миром. Этот реальный мир действительно реален только в своих элементарных основаниях, или причинах - атомах, в конкретном же своем виде реальный мир - только явление.



          Но как мыслить эти основные сущности?? Обычно разумеют под атомами бесконечно малые частицы вещества, но это грубая ошибка. Под веществом мы понимаем нечто протяженное, твердое и непроницаемое, одним словом, нечто телесное. Но всё телесное сводится к нашим ощущениям и есть только наше представление. Поэтому атомы как основания реальности, то есть то, что не есть представление, НЕ МОГУТ быть частицами вещества.

          Когда я трогаю какой-нибудь предмет, то его твердость - только мое ощущение. Причем в этом ощущении непроницаемости я встречаю некоторое противодействие, отсюда я должен предположить некоторую противодействующую силу, и только этой силе принадлежит независимая от меня реальность. Следовательно, атомы как последние (относительно) элементы этой реальности, суть не что иное как элементарные СИЛЫ, а всё существующее - произведение взаимодействия этих действующих, активных сил.



          Но взаимодействие предполагает не только способность действовать, но и способность воспринимать действия других. Для того, чтобы действовать вне себя на других, сила  (-) должна стремиться ОТ СЕБЯ.  А чтобы воспринимать действие другой силы, сила (+) должна давать ей (-) место, притягивать её или ставить  ПРЕД СОБОЮ. Таким образом, каждая основная сила необходимо выражается или в стремлении, или в представлении.

          В стремлении она получает действительность ДЛЯ других, то есть действует НА других (мужская идея).   В представлении же - ДРУГИЕ имеют для этой силы действительность, она воспринимает действие других (женская идея).  Итак, основы реальности - стремящиеся и воспринимающие (представляющие) силы.

          Воспринимая действие другой силы, первая сила (+), давая ей место, ограничивается этой другой (-), различается от нее, и вместе с тем обращается НА СЕБЯ и получает определение для себя, СВОЮ действительность, то, что мы называем СОЗНАНИЕМ в широком смысле. Такие силы - более чем силы, это существа.


           На снимке вверху именно существо - атом и его поле. Поэтому мы должны предположить, что атомы, основные элементы реальности, суть живые, элементарные существа, или то, что со времени Лейбница (1646-1716) получило название МОНАД (деятельная психическая субстанция - "Монадология" 1714 г.).

          Взаимодействие основных существ (монад) предполагает в них качественное различие. Если одна монада стремится к другой, то основание этого стремления заключается в том, что эта другая монада представляет собой нечто качественно различное от первой. Это значит, что другая монада такова, что даёт первому существу НОВОЕ содержание, которого оно не имело, то есть ВОСПОЛНЯЕТ его бытие.
          В противном случае, если бы два основных существа были тождественны, то не было бы никакой причины, чтобы одно стремилось к другому. Закон полярности господствует в физическом мире.  Безусловное качество составляет внутренний, неизменный характер существа, делающий тем тем, что оно есть - составляет его Идею.

          Учение об идеях как вечных и неизменных сущностях, впервые развитое греческой философией в лице Платона, - следующий после буддизма шаг в откровении Божественного Начала, который заявил, что природная действительность имеет свою Истину. И что всякое бытие имеет свою Идею (истинную подлинную сущность).



          Уяснению того, что есть Идея, может служить внутренний характер человеческой личности. Личность есть природное явление, подчиненное внешним условиям. Но вместе с тем каждая человеческая личность имеет в себе нечто совершенно особенное, не поддающееся никакой формуле, но налагающее определенный индивидуальный отпечаток на все действия и все восприятия этой личности.

          Эта особенность совершенно не зависит от внешней воли и действия самой личности. Она остается абсолютно неизменной во всех обстоятельствах и во всех условиях, в которые может быть поставлена эта личность. Во всех этих обстоятельствах личность проявит эту неопределимую и неуловимую особенность, наложит индивидуальный отпечаток на всякое действие и восприятие.
          Таким образом, этот внутренний индивидуальный характер является чем-то безусловным и составляет именно СУЩНОСТЬ, особенную личную Идею данного существа. И этой идеей определяется та роль, которую будет вечно играть данный характер во всемирной драме.

          

          Качественное различие основных существ необходимо выражается в различии их отношений (иначе они относились бы друг к другу одинаковым образом). Отношение каждого существа ко ВСЕМУ - его объективная Идея, которая есть проявление его внутренней особенности (субъективной идеи).

          Но как возможно вообще отношение между основными существами при их качественном различии??  Очевидно, оно возможно лишь тогда, когда они сходятся и уравниваются между собою в чем-то для них общем. Причем для существенного отношения между идеями необходимо, чтобы это ОБЩЕЕ само было существенным.

          Таким образом, если идеи нескольких существ относятся к идее общего существа так, как видовые понятия к родовому, то это последнее существо покрывает собою эти другие, содержит их в себе. Различаясь между собою, существа равны по отношению к общему существу (оно является их общим центром).

          Так является сложный ОРГАНИЗМ существ. Несколько таких организмов находят СВОЙ центр в другом существе с ещё более общей Идеей. Таким образом они становятся  частями или органами НОВОГО организма высшего порядка. Так постепенно восходя, мы доходим до самой общей и широкой Идеи. Это есть Идея безусловного блага, а точнее - безусловной благости и любви, которая покрывает собою внутренне все остальные идеи.



          Всякая Идея - благо для своего носителя - его благо и его любовь.  Но если всякая особенная идея есть особенное благо и особенная любовь, то всеобщая универсальная или абсолютная Идея - это безусловное Благо и безусловная Любовь, то есть такая, что содержит в себе ВСЁ, отвечает всему. 

          Безусловная любовь есть именно то идеальное ВСЁ, что составляет собственное содержание Божественного Начала.  Ибо полнота идей не может быть мыслима как механическая совокупность, а именно как их ВНУТРЕННЕЕ  ЕДИНСТВО, которое есть ЛЮБОВЬ.


          В.С. Соловьев "Чтения о Богочеловечестве"  (1878)


1 комментарий:

Дон Дмитрий комментирует...

Классная мысль!
"в конкретном же своем виде реальный мир - только явление."

Скажу своему директору, когда снова бухтеть начнёт! ))