пятница, 8 октября 2010 г.

Не бывает ложной религии


          Так как дух человеческий вообще, а следовательно, и религиозное сознание не есть что-нибудь законченное, готовое, а нечто, возникающее и находящееся в процессе, то и откровение Божественного начала в этом сознании является постепенным. Как внешняя природа лишь постепенно открывается уму человека, так и Божественное начало постепенно открывается человеческому сознанию. Мы можем говорить о развитии религиозного опыта наряду с развитием естественной науки.
        Вследствие положительного характера религиозного развития, ни одна из ступеней его не может быть ложью. "Ложная религия" есть "contradictio in adjecto" (противоречие в определении).



          Религиозный прогресс не может состоять в том, чтобы чистая ложь сменялась чистой истиной. К тому же возник бы вопрос: почему это внезапное явление Истины имело место в данный момент, а не всякий другой??  И если бы на это ответили, что Истина явилась после того, как была исчерпана ложь, то это значило бы, что ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛЖИ необходимо для ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИСТИНЫ.  Но это значило бы , что Ложь должна быть! А под злом, ложью и безобразием мы разумеем именно то, чего не должно быть.


          Из различия в степенях религиозного откровения не следует неистинность низших ступеней. Действительность физического Солнца открывается в различной мере для слепого, для зрячего, для вооруженного телескопом и наконец, для ученого астронома, обладающего многими знаниями. Опыт слепого, состоящий лишь в ощущении теплоты, не менее лействителен, чем опыт зрячего и знания ученого.
          Но вот если бы слепой стал утверждать, что его опыт - единственно истинный, а опыт зрячего и знания ученого суть заблуждения, то лишь в ЭТОМ УТВЕРЖДЕНИИ явилась бы ложь. Ложь утверждает исключительно одну из ступеней и отрицает ради неё все другие.

          Подобно тому, как опыт слепого не уничтожается опытом зрячего, а сохраняется в нем, восполняясь новым опытом и новыми ощущениями, так и в религиозном развитии низшие ступени (в своем положительном содержании) не упраздняются высшими, а только теряют значение целого, становясь частью более полного откровения.


                        Отсюда вывод, что высшая степень религиозного развития должна:
1.   Быть свободной от всякой исключительности и односторонности, то есть должна представлять собой величайшую ОБЩНОСТЬ;
2.     Обладать наибольшим богатством положительного содержания, то есть должна представлять собой величайшую ПОЛНОТУ  и  ЦЕЛЬНОСТЬ.

          Оба эти условия соединяются в понятии "положительной всеобщности" (универсальность), которое противоположно "отрицательной всеобщности" (всеобщность формальная, когда нет особенностей и определенных черт).  Для подлинно ЕДИНОЙ РЕЛИГИИ недостаточно отнять (как думают многие) все отличительные черты и свести всю религию, например, к признанию Бога как безусловного начала всего существующего. Такое обобщение и объединение религий имело бы в результате минимум религиозного содержания.
          И действительно, отвлеченная религия, достигнутая путем логического отрицания, всегда служит для последовательных умов лишь переходом к совершенному атеизму. Останавливаются на нем лишь умы поверхностные.

          Если бы на вопрос, что такое Солнце, кто-нибудь отвечал, что Солнце есть внешний предмет и этим захотел ограничить всё наше знание о Солнце, кто бы взглянул серьезно на такого человека?  Почему же смотрят серьезно на тех, кто хочет ограничить наше знание о Божественном начале такими общими и пустыми понятиями, как то: верховное существо, бесконечный разум, первая причина и т.д.??  Все эти положения истинны, но на них нельзя основать религию так же, как нельзя основать астрономию на том положении, что Солнце есть внешний предмет.


          Целью совершенной религии может быть только максимум положительного содержания, полный религиозный СИНТЕЗ.  Религиозная Истина, выходя из одного Корня (потому так и называется блог),  развилась в человечестве на многообразные ветви. Срубить все эти ветви, оставить один голый, бесплодный ствол, который ничего не стоит бросить в жертву полному атеизму??? Совершенная религия будет искать Единства в Полноте, а не в безразличии.


          В.С. Соловьев "Чтения о Богочеловечестве"



Комментариев нет: