понедельник, 18 октября 2010 г.

Необходимость троичности бытия

          Бог есть Сущий, то есть Ему принадлежит бытие. Но нельзя быть просто, только быть. Утверждение "Я есмь" вызывает вопрос: "Что есмь?" Как грамматически глагол "быть" составляет лишь СВЯЗЬ подлежащего со сказуемым, так и логически Бытие может быть мыслимо лишь как ОТНОШЕНИЕ Сущего к его объективной сущности (содержанию).

          В этом бытии (отношении) субъект (сущий) так или иначе проявляет свое содержание, утверждает эту свою сущность. Бог есть Всё, поэтому ЕДИНСТВО всех составляет собственное содержание Бога. Логическая необходимость такого положения очевидна.

          Если бы божественная сущность не была всеединою, это значит, что что-нибудь могло бы быть вне Бога. Но в таком случае Он ограничивался бы этим внешним для него бытием, не был бы абсолютным, не был бы Богом. Таким образом утверждением всеединства Божия устраняется дуализм, ведущий к атеизму. Но это же утверждение Бога как всеединого устраняет и идеалистический пантеизм, который отождествляет Бога с его объективной Идеей.

          В самом деле, если ВСЁ представляет содержание или сущность Божию, то Бог как субъект необходимо различается от нее, как выражающий от выражаемого. Это различие Себя от Своего содержания есть Отношение. То есть Бог как сущий находится в некотором отношении к своему содержанию (сущности):    Он  проявляет  и  утверждает  её.




          Как безусловное начало Бог должен содержать в себе всё в неразрывном и непосредственном субстанциональном единстве. В этом, ПЕРВОМ положении Всё содержится в Боге, как в своем общем Корне, всё погружено в Него, как в свой общий источник, то есть не различается актуально. В этом первом положении действителен, актуален только Бог как Сущий. Содержание (сущность) же Его существует лишь в скрытом, потенциальном состоянии.

          Для того, чтобы эта сущность стала действительной, Бог должен не просто содержать её в себе, а утвердить её для себя как Другое, проявить, как нечто различное от Него (как мы мысль проявляем и выражаем в слове). Так мы имеем ВТОРОЕ положение сущего, когда собственная сущность Божия, бывшая до этого в скрытом состоянии, теперь проявляется, выступает как идеальная действительность. Таким образом, второе положение есть только иное выражение того, что уже есть и в первом.  В этом акте самоопределения Сущее противополагает себя своему содержанию, и этим саморазличает себя на два полюса, из которых один выражает безусловное единство, а другой - свое Всё - безусловную множественность.

          Но через это свое самоопределение Сущий получает действующую силу, становится энергией. Дело в том. что если бы Сущее было только в первом положении, то Оно не могло бы действовать, так как у Него тогда не было бы предмета действия. Ибо всякое Действие есть явление своей внутренней действительности на другом или для другого. А так как предмет Божества заключается в Нем самом, то и действие его есть - самоопределение, то есть выделение из себя своего содержания (объективизация через самоограничение в своем беспредельном бытии). То есть положен Предел.



          Абсолютно-сущее, не подлежащее само по себе никакому определению, определяет себя, проявляясь как безусловно единое через положение своего Другого, т.е. всего; ибо истинное Единое есть тот, который не исключает множественности. а наоборот, производит её в себе и при этом не нарушается ею, а остается тем же Единым, доказывая этим, что он есть безусловно единый (по самому существу своему), не могущий быть уничтоженным в своем единстве никакой множественностью. Всё испытывается своим противным!

          Таким образом Божественное Начало, производя в себе самом множественность, постоянно превосходит её и торжествует над ней в своем безусловном единстве. Но это единство уже различается от единства в первом положении Сущего, потому что в этом, ТРЕТЬЕМ положении оно есть утвержденное, проявленное, прошедшее через свое противоположное, Торжествующее Единство. Иными словами, в третьем положении абсолютно-сущее  НАХОДИТ СЕБЯ  в Другом,  то есть возвращается к себе.




          Все вышеописанное есть тройственность отношений или способов существования. Но такую тройственность представляет и наш Дух, если мы признаем его самостоятельно существующим. 

          Во-первых, мы имеем наш первоначальный, цельный субъект. В нем уже заключается всё собственное содержание нашего духа, наша сущность (Идея), определяющая наш индивидуальный характер. Наша сознательная жизнь не создает нам нового характера и нового содержания. Это ясно показывает, что этот характер и наша сущность (Идея) заключаются уже в том первоначальном субъекте,  который  глубже,  первее  сознательной жизни.

          Во-вторых, мы имеем нашу сознательную жизнь - проявление, обнаружение, выявление нашего духа во множестве различных проявлений. В этих проявлениях наша сущность (Идея) обнаруживает свою особенность и неповторимость.

          В-третьих, мы можем рефлексировать, возвращаться к себе от этих многих проявлений и утверждать себя как определённое Я, единство которого через свое различение во множестве состояний и действий  НЕ ТОЛЬКО  не теряется, а напротив, полагается в усиленной степени. Это возвращение к себе, утверждение себя в своем проявлении есть ТО, что называется САМОСОЗНАНИЕМ.   Самосознание является каждый раз, когда мы не только пересеиваем свои состояния, но и особенным внутренним действием утверждаем себя как субъекта чувствующего и мыслящего.

          Но этим кончается равенство между нашим существом и Абсолютным. В действительности нашего духа три эти положения есть только периодические фазы внутреннего бытия. Точнее, только первое положение в себе сущего духа есть неизменно-пребывающее. Два другие могут быть и не быть, потому что это только явления, смена которых происходит во времени.

          И такая смена явлений возможна только потому, что мы существуем во времени. В самом деле, эти три положения исключают друг друга:  нельзя быть зараз бездействующим и действующим, нельзя зараз переживать состояния духа и рефлексировать на них, а также - мыслить и думать о своей мысли.

          Принадлежность человеку трех этих положений как различных фаз его бытия обусловлена формой времени. Для существа же абсолютного такое чередование трех отношений является совершенно невозможным, ибо Оно не определяется временем и должно представлять эти три положения разом, в одном вечном акте. Но три исключающие друг друга положения в одном и том же акте ОДНОГО и ТОГО же СУБЪЕКТА решительно немыслимы.



          Один и тот же субъект не может вместе и скрывать в себе все свои определения, и проявлять их, выделяя как другое, и пребывать в них. То есть одна и та же ипостась не может быть и "Словом, им же вся быша",  и "Духом, всё испытующим".

          Поэтому, если, с одной стороны, в абсолютном существе не может быть трёх последовательных актов, а с другой стороны, три вечные акта, исключающие друг друга по своему определению, немыслимы в ОДНОМ субъекте, то необходимо предположить ТРИ ВЕЧНЫХ СУБЪЕКТА (ипостаси).  Из них второй, непосредственно нарождаясь первым, есть прямой образ ипостаси его, служит Отцу вечным выражением (Словом).  А третий, исходя из первого, но уже имеющего свое проявление во втором, утверждает Отца в его выражении.

          Каждый из них есть истинный Бог, но ИМЕННО потому, что неразделён с двумя другими. Если бы один из них мог существовать в отдельности от двух других, то в этой отдельности он не был бы Абсолютным, то есть не был бы Богом.


          В.С. Соловьев   "Чтения о Богочеловечестве"  (1878)



Комментариев нет: