пятница, 8 октября 2010 г.

Вера


          Несомненно, что действительность безусловного Начала, как существующего в себе самом независимо от нас, то есть действительность Бога не может быть выведена из чистого разума и не может быть доказана чисто логически. Необходимость безусловного Начала для высших интересов человечества делает только в высочайшей степени вероятным действительное существование Божественного начала. Полная же уверенность в нем может быть дана только ВЕРОЮ.
          Вообще всякое утверждение Внешнего бытия, которое лишь соответствует нашему собственному состоянию и нашим ощущениям, - с логической точки зрения лишь вероятное заключение. Поэтому наше безусловное убеждение в существовании внешних существ (других людей, животных и т.д.) не имеет логического характера, т.к. не может быть логически доказано.
          Хотя закон причинности и наводит нас на признание внешнего бытия как причины наших ощущений и представлений, но так как сам этот закон причинности - форма нашего же разума, то применение этого закона к внешней реальности может иметь лишь условное значение. Например: если наш разум имеет объективную силу и если должно существовать объективное знание, то ... и т.д.



          Всё, что мы реально знаем, существует в нас, а не вне нас (наши ощущения и мысли). А то, что вне нас существует в себе самом - находится за пределами нашего опыта. Поэтому оно может утверждаться лишь переходящим за пределы нашей действительности АКТОМ ДУХА, который и называется - вера. Данные опыта при вере в существование внешних предметов составляют основу объективного знания, для полноты которого необходима организация его в цельную систему с помощью рационального мышления, дающего эмпирическому материалу научную форму.

          Сказанное о внешнем мире применимо и к Божественному началу. И его существование может утверждаться только актом Веры. Хотя лучшие умы человечества занимались доказательствами бытия Божия, но основанные на гипотетических предположениях, не могли и не могут дать безусловной достоверности. Даже духовный опыт дает только психические факты сознания. И лишь творческий акт веры определяет объективное значение таких фактов. Здесь также необходима организация религиозного опыта человечества в цельную логически систему, то есть кроме веры и духовного опыта необходимо также религиозное мышление (философия религии).

          Часто говорят: зачем философствовать о божественных предметах, не достаточно ли верить и чувствовать?? Конечно, достаточно... при отсутствии умственного интереса. Это все равно, что спросить: не достаточно ли верить, что существует Солнце и наслаждаться его теплом? Зачем ещё физические теории Солнца? Разумеется, они не нужны для тех, кто не имеет научного интереса.

          Философия религии как полный синтез религиозных истин только и может дать адекватное знание о Божественном начале, ибо вне такого синтеза отдельные религиозные данные являются лишь разрозненными частями целого. Философия религии одинаково необходима для всех мыслящих людей: верующие должны знать, во что они верят, а неверующие - что они отрицают. А ведь само отрицание часто зависит от незнания. Причем верующие, которые хотят превратить религиозную Истину в дело слепой веры, очевидно действуют единственно в пользу отрицания!

          В.С. Соловьев "Чтения о Богочеловечестве"


Комментариев нет: